Съезд предпринимателей - в "Корстоне", а предприниматели - на улице
20 декабря 2006 года

Уведомляя власти о начале пикета в 9.00, организаторы (казанская "Гильдия малого и среднего предпринимательства") знали, что съезд всегда открывался утром. Но в последний момент стало известно, что с утра приехавшие в "Корстон" делегаты тихо разойдутся по секциям, а само торжественное открытие и, соответственно, VIP-гости будут лишь после обеда. Таким образом, наличие "других предпринимателей" не станет очевидностью для властей республики.

Гильдия малого и среднего предпринимательства зарегистрирована как некоммерческое партнерство и объединяет около 300 субъектов мелкорозничной торговли. Она начала образовываться в Казани весной этого года классическим рыночным путем, т.е. в результате резкого всплеска низового спроса на объединение предпринимателей. Впрочем, утверждать, что власть была вовсе непричастна к этому объединению, нельзя; наоборот, она-то и дала ему первый толчок. Это было в апреле, когда владельцы киосков в Казани стали в массовом порядке получать из мэрии уведомления о необходимости немедленно снести эти объекты.

Официальная причина выглядела уважительной. Из 1425 объектов мелкорозничной сети в Казани, объясняла мэрия, 1211 объектов не имели правоустанавливающих документов - самое главное, действующих договоров об аренде земли. Власти указывали также на внешний вид большинства этих точек, которые, безусловно, не могли идти ни в какое сравнение с архитектурными шедеврами, наводнившими Казань к ее 1000-летию.

Затем каждая из сторон "торговой дуэли" произвела ряд сильных PR-выпадов. Чиновники мэрии под телекамеры разыскивали в глухих местах фанерные избушки, торгующие пивом в свете электричества, воруемого у жильцов ближайшего дома. Предприниматели толпой выходили на пикеты, объясняли, что хотят быть законопослушными, но власть не дает - и тоже попадали в телевизор...

После пикета 25 мая Минтимер Шаймиев заявил, что нужно преобразовать киоски "в красивые маленькие магазины". Тогда и была образована согласительная комиссия. На первом ее заседании, вспоминает председатель гильдии Егор Макаров, мэр Ильсур Метшин предложил всем занять места в автобусе: "Буду вас возить, показывать ваши безобразные объекты!".

- Подумаешь, "Казань - город-спутник Нижнекамска"... - морщится Макаров, вспоминая популярнейшую в уходящем году шутку. - Да мы все эти безобразия знаем, это же наш город! И мы принимаем условие властей сделать нормальные мелкорозничные точки, мы готовы вкладывать деньги - но дайте нам наше законное право на землю!..

И объясняет:

- До 2003 года право выделять землю под торговые точки было у районных властей, потом Исхаков передал его КУКИ, и с тех пор договоры аренды никому практически не продлевали. Теперь процентов у пяти предпринимателей есть договоры аренды (обычно уже истекающие). У большинства же эти договоры просрочены либо есть постановление об отводе земли в аренду, но сам договор власти так и не оформили. Ну а есть киоски просто самовольно поставленные, некоторые даже без ККМ работают, - таких процентов 20, они готовы в любой момент закрыться. Они к нам отношения не имеют, ни за какие права не борются.

Те, кто борется, приводят "железные", по их мнению, доводы из Гражданского и Земельного кодексов России (о преимущественном праве прежнего арендатора на продление договора аренды или на выкуп занимаемого им участка). Опять же власть прежде договоры не продлевала, но и не аннулировала, а предприниматели продолжали платить за аренду. Как бы "по умолчанию" права у них оставались...

Но если радикальные революционеры сто лет назад уверяли, что-де "в борьбе обретешь ты право свое", то члены гильдии обрели не право на землю, а ощущение удивительного даже по местным меркам маразма происходящего.

Например, член гильдии Назиля Ильина (у нее непродленный договор) демонстрирует письма из органов, надзирающих за ней как за предпринимателем. Почти одновременно пришли извещение о наложении штрафа на ее торговую точку, поскольку у нее нет никакой аренды на землю, и требование "погасить задолженность по арендной плате" (имеются в виду платежи уже последнего времени). Логично?..

А Азат Сунгатов уж так хотел продолжать торговать цветами, что на предложение районного главы дать право аренды лет на 10, если предприниматель представит хороший проект павильона, и вправду заказал проект за 40 тыс. рублей. Проект понравился. А затем глава объяснил, что ничего такого не обещал, и проект пылится дома у Сунгатова. Товарищи над ним смеются: "Поверил!.. Да мне тоже обещали, и тоже мой проект хвалили, но я-то его из Интернета скачал - меня обманули, но ведь и я... удовольствие поимел".

- А вот в Кировском районе, - сообщает Макаров, - вроде предпринимателей сгонять не собираются. Ну сдали они все спонсорские деньги на строительство какой-то дороги...

В общем, неудивительно, что вопрос - какой трофей на самом деле хочет вынести власть Казани из этой войны с киосками - неясен для предпринимателей. То ли ими хотят заполнить помещения гигантских торговых комплексов, подняв тем самым спрос и цену на аренду их площадей? Но их ассортимент - совсем не в этом формате; "не пойдут же люди за жвачкой и сигаретами в "Тандем", говорит Назиля Ильина. То ли торговые точки на нынешних местах все же будут - но принадлежать они будут "какой-то аффилированной фирме, которая нас же туда пустит на правах аренды", говорит Егор Макаров.

- Мы даем работу тысячам десяти казанцев, - перечисляет Азат Сунгатов, - пособия не просим, в очереди на квартиру не стоим... Да кто еще, кроме предпринимателей, квартиры на нормальном рынке покупает?!

Кто-кто... Да чиновник в пальто!

Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"